Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Зуйская средняя школа №2"

Республика Крым, Белогорский р-н, п. Зуя, ул. Школьная 10

Эл. почта school_belogorskiy-rayon13@crimeaedu.ru

Телефоны Рособрнадзора

Телефоны Рособрнадзора:

Телефон «горячей линии» ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования республики Крым»: (3652)600-971

Телефон доверия в Республики Крым (управление по надзору) (3652)273-118

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Зуйская средняя школа №2 имени С. Сеитвелиева» Белогорского района Республики Крым

Адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, п. Зуя, ул. Школьная 10  297630                                     Тел./факс +38(06559) 2-60-61,
Эл. почта: school_belogorskiy-rayon13@crimeaedu.ru  

ОГРН  1149102175034, ГРН 2169102767238, ИНН 9109008163, КПП 910901001

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.

Сайт Российская Электронная Школа (РЭШ) - https://fg.resh.edu.ru

 

Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное  мышление - https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 


Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy/-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

 

 

 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей - https://fg.resh.edy.ru/

 

 

Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" - https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm

Полезные ресурсы

Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Ссылка: http://www.centeroko.ru/

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Формирование функциональной грамотности

http:// https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Циклограмма проведения семинаров "формирование и оценка функциональной грамотности" с видеозаписями семинаров и  других методических материалов для региональных команд в 2021-2022 учебном году

https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/d/1aB2uwb214JGc9y3jaAZM8YcKPRNJ1FWgsgVTgx-zyUs/htmlview#gid=1161341563

 

Приказ о создании рабочей группы по формированию функциональной грамотности

Приказ об утверждении плана (дорожной карты) мероприятий, направленных на повышение уровня функциональной грамотности

План мероприятий по формированию Функциональной грамотности на 2021/2022 учебный год